Страница создана: , обновлена:

Введение

Язык – это отражение среды общения человека. Трудно представить, чтобы молодой человек на тусовке или дискотеке общался на высокопарном литературном языке. Здесь будет более уместным молодежный сленг.

Деловой стиль тоже имеет свои сферы применения. Как следует из названия, деловой стиль создан для делового общения. Сферы использования именно делового стиля крайне обширны. В таком стиле составляются все документы, акты, законы. На языке делового общения разговаривают политики, президенты, дипломаты. В деловом стиле общаются руководители предприятий, юристы, военные. Именно такой стиль звучит из уст ведущих новостей и серьезных аналитических программ.

Как формировался деловой стиль

На протяжении веков языковые стили претерпевали большие изменения. И только стиль делового общения остался практически без изменений. Конечно, время внесло коррективы и сюда, вместе с новыми словами и терминами. Однако изменения эти невелики.

Чем же характерен деловой стиль, каким правилам необходимо следовать при написании статей в таком стиле?

Прежде всего, деловой стиль отличает лаконизм. Он предназначен не для болтовни, а чтобы дела делать. Поэтому чем конкретней будет сформулировано предложение, тем лучше.

Характеристикой делового стиля является отсутствие излишней детализации и конкретика в изложении сути и фактов. Так как деловой стиль - по умолчанию стиль для людей деловых, можно уверенно сказать, что времени на переработку писем-сочинений у них нет, поэтому так важны краткость и лаконичность.

Еще одно – отсутствие эмоциональной стороны речи и стилистическая сглаженность индивидуальности.

Аналогично можно сказать об индивидуальном стиле. Деловой стиль написания имеет существенное отличие: вне зависимости от автора, все тексты похожи.

Происходит это из-за огромного количества штампов-клише и устойчивых словосочетаний, которые применяются в деловом стиле. Примером могут служить такие словосочетания:

  • в соответствии;
  • на основании;
  • в силу;
  • за счет…

Лексика деловой статьи предусматривает высокий уровень использования аббревиатур и терминов из сферы, о которой в ней рассказывается. Причем терминология здесь не требует разъяснений, а аббревиатуры – расшифровок. Это характерно больше для научного стиля.

Следует знать, что деловой стиль написания предусматривает возможность ведения речи от первого лица. Это, в основном, касается документации. Для документов характерны и различного рода шаблоны, которые определяют форму заявления, доверенности и так далее.

Для статьи в деловом стиле характерна жесткая логическая структура. Особенностью является также использование перечислений. Порядок слов должен быть прямым. Деловая статья должна содержать однозначные формулировки, не допускающие вольной трактовки информации.

Владение деловым стилем написания статей очень важно в нашем насквозь бюрократизированном обществе. Умение правильно составить жалобу или иск, заявление или апелляцию может сказаться на результате рассмотрения этих документов.

Человек, владеющий деловым стилем письма, может неплохо на этом заработать, учитывая, что общая грамотность населения снизилась, а с деловыми бумагами встречается каждый.

То же переносится и на деловое общение в Интернете. Часто одной компании приходится жаловаться на другую, обвиняя в воровстве или мошенничестве. В таких случаях снова обращаются к людям, владеющим деловым стилем. Кто убедительней составит жалобу, тот и победит.

Такие способы изложения, как описание или размышление, в деловом стиле совершенно недопустимы. Именно отсутствие размышлений отличает деловой стиль от в общем-то схожего с ним стиля научного.

Деловой стиль допускает длинные предложения, иногда до 2000 знаков. Однако статья, написанная в деловом стиле, должна все же строиться из предложений довольно коротких, чтобы их было проще воспринимать.

Перечень характеристик деловой статьи

Статья, написанная на языке делового общения, должна:

  • быть лаконичной;
  • основываться на фактах;
  • быть написанной сухим языком, не содержать эмоций;
  • содержать аббревиатуры и термины, характерные для сферы, о которой пишется статья;
  • содержать формулировки, исключающие двоякое толкование;
  • не содержать размышлений, повествований и художественных описаний;
  • использовать прямой порядок слов.
  • иметь логическое построение и смысловую достаточность;
  • не содержать нецензурной лексики и жаргонизмов;
  • содержать обращение «Вы».

Пример написания статьи в деловом стиле

Даже если в статье содержится информация о преступлении, которое возмущает автора, деловая статья должна быть безэмоциональной, основанной на сухом и хладнокровном изложении фактов.

Например, неверно писать:

«Вчера вечером в завьюженном Питере на Невском дорогущая машина депутата городского совета Ю., известного гулены и выпивохи, вдолбилась в фонарный столб. Депутат был пьяным в доску».

В деловой статье это должно звучать примерно так:

«Вечером 17 февраля в условиях пониженной видимости из-за снегопада автомобиль депутата городского совета Санкт-Петербурга Ю. попал в ДТП. Пострадавших нет. Водитель привлечен к ответственности согласно статьи «Вождение автомобиля в состоянии опьянения».

Вывод

Деловой стиль написания имеет многовековую историю. Примеры такой речи находят в старинных рукописях Руси Х века, например, в договорах о дружбе русских и греков и других подобных документах.

Сегодня для деловых статей характерно слияние делового стиля с публицистическим, в результате которого появляется неприсущая стилю в целом экспрессивность и эмоциональность.

Одно можно утверждать наверняка: человек, который овладел стилем делового письма, может не волноваться – такой стиль еще много веков будет востребован.

Дополнительная информация по теме

Что такое статья (текст) от первого лица

Справочная информация о правилах и особенностях написания статей (текстов) от первого лица для сайтов

Что такое статья (текст) от третьего лица

Как правильно использовать формы повествования текста, какой должен быть текст изложенный от имени третьего лица

Что такое скрытая реклама (рекомендация)

Ответ на вопрос, что такое скрытая реклама (рекомендация) для чего она нужна и как используется

Стоит ли покупать статьи (пример текста, копирайтинг)

Вопрос о целесообразности покупки статей, иногда намного удобнее заказать статью